Кафедра "Общеинженерные дисциплины" — новая кафедра, вошедшая в состав Института фундаментального инженерного образования ЮРГПУ (НПИ) в 2015 г., была образована на основе слияния и реструктуризации кафедр "Теоретическая механика" и "Строительные конструкции, строительная и прикладная механика", которые вели свою историю с момента основания Донского политехнического института в 1907 г. и являлись одними из старейших кафедр университета.

       Первым заведующим кафедрой строительной механики, в будущем — кафедра "Сопротивление материалов, строительная и прикладная механика" — стал ученик Н.А. Белелюбского, крупный ученый, инженер путей сообщения, ординарный профессор Николай Матвеевич Абрамов, являвшийся известным специалистом в области строительной механики и строительных конструкций. Он ведал предметами механического цикла. Им 13 октября 1907 года была прочитана первая лекция по теоретической механике для слушателей первого набора. Так же он являлся и первым заведующим лабораторией испытания материалов, которая при организации Донского политехнического института в течение ряда лет существовала как самостоятельное учреждение и носила название Станции испытания материалов при ДПИ.

     В первые годы существования одна из кафедр общеинженерного профиля «Детали машин» была подведомственна профессору Н.М. Абрамову, занимавшемуся, в основном, вопросами строительной механики. В 1909 году ассистентами профессора Н.М. Абрамова были зачислены молодой инженер Брянского машиностроительного завода Николай Николаевич Дьяков – будущий руководитель кафедры «Прикладная механика и детали машин». 16 августа 1920 года, после реорганизации ДПИ, Н.Н. Дьяков был утвержден профессором кафедры «Детали машин и металлические конструкции» и ее первым заведующим после установления советской власти на Дону. Кафедра «Прикладная механика» выделилась в самостоятельную единицу, заведовал ею профессор С.С. Аигин. С этого времени кафедра «Детали машин» развивалась в направлении исследования новых полимерных материалов, процессов трения и износа деталей машин; изучались зубчатые и планетарные передачи, подшипники скольжения работающие в гидродинамическом режиме.

        Лаборатория испытания материалов являлась первым, по времени организации, учебно-вспомогательным учреждением Донского политехнического института. С 1910 по 1920 года на кафедре, возглавляемой Н.М. Абрамовым, работал сначала в должности доцента, а затем ординарного профессора Эмиль-Вольдемар Оскарович Цшохер. Основные работы профессора Э.-В.О. Цшохера относились к расчету неразрезных балок на жестких и упругих опорах (построение линий влияния, действие температуры, продольный изгиб).

        1 февраля 1911 г. профессором низшего оклада по теоретической механике был утверждён Александр Николаевич Динник, защитивший в 1909 году диссертацию «Удар и сжатие упругих тел» на степень адъюнкта прикладной механики в Киевском политехническом институту. За время работы на кафедре им опубликовано около 20 статей, посвящённых продольному изгибу стержней переменного сечения, кручению, удару упругих тел, приложению функций Бесселя к задачам теории упругости. В последствии А.Н. Динник был избран членом Украинской Академии наук (1929 г.) и академии наук СССР (1945 г.).

     После ухода из института А.Н. Динника курс теоретической механики читали Л.П. Гуковский, Г.А. Батезат и др. Георгий Александрович Батезат был назначен в ДПИ профессором низшего оклада по теоретической механике в августе 1914 года, удостоенный степени доктора математических наук Парижского университета, он работал в основном в области механики воздухоплавания. Его работы получили высокую оценку Н.Е. Жуковского. Помимо чтений лекций по теоретической механике, профессор высшего оклада (с 1 сентября 1915 г.) А.Г. Батезат был членом ряда технических комиссий, занимавшихся вопросами развития военно-воздушного флота России.

      Летом 1920 года на должность заведующего кафедрой теоретической механики ДПИ был избран Василий Георгиевич Фесенков. Это был известный учёный в области астрономии, защитивший докторскую диссертацию в Сорбонне и работавший в Харьковском университете. Вместе с другими сотрудниками кафедры и студентами он изучал физику планет, вёл зондирование высших слоёв атмосферы с помощью оптических методов. Ему принадлежит одна из первых попыток обоснования кометной теории Тунгусского взрыва. Впоследствии В.Г. Фесенков был избран (1935 г.) действительным членом Академии наук СССР за крупный вклад в области небесной механики, физики солнца, эволюции звёзд, строения галактики. Среди тех, кто преподавал теоретическую механику в 20 годы, следует отметить профессора Дмитрия Никаноровича Горячева. Его исследования о движении тел широко известны специалистам в области динамики трёх тел.

      В 1928-1944 гг. кафедрой строительной механики руководил профессор, доктор технических наук Александр Петрович Коробов — видный ученый в областях теории устойчивости колонн и балок, прочности кривых брусьев, конструирования уникальных машин для испытания материалов и стержней. Универсальная испытательная машина А.П. Коробова долгие годы используется на кафедре и является материальной памятью о замечательном инженере и ученом. В 1935 году институт получил право подготовки аспирантов и приема кандидатских диссертаций.

      В 1932 году из Донецкого горного института на должность заведующего кафедрой теоретической механики приглашён Дмитрий Николаевич Зейлигер. Работая в ДПИ, Д.Н. Зейлигер завершил многолетний труд по созданию новой теории линейчатых пространств с приложением в кинематике. Его монография «Комплексная линейчатая геометрия», изданная 1934 году в Москве, не потеряла своего научного значения и в настоящее время.

      После отъезда Д.Н. Зейлигера из Новочеркасска в 1936 году кафедрой некоторое время заведовал Иван Васильевич Морской, проработавший в институте с 1923 по 1953 годы. Им опубликованы статьи о преследовании объекта («Кривая погони»).

     В 1944 г. заведующим кафедрой строительной механики в НПИ утвержден доцент, к.т.н. Леонид Николаевич Воробьев. Ученое звание профессора присвоено Л.Н. Воробьеву в 1963 году, а в 1966 году — ученая степень доктора технических наук.

    В 1954 году кафедра была разделена на кафедру сопротивления материалов, заведующим которой стал доцент, кандидат технических наук Георгий Викторович Веселовский, и кафедру строительной механики, заведующим которой остался Л.Н. Воробьев.

      После Великой Отечественной Войны кафедрой теоретической механики начал заведовать Евгений Иосифович Степанов, начавший работать на кафедре в 1931 г. В должности ассистента. Им опубликованы работы по интегрированию уравнений ламинарного пограничного слоя. На их результаты в своих монографиях ссылаются такие крупные учёные как Л.Г. Лойцянский, Н.А.  Слёзкин и др. Доцент Е.И. Степанов большое внимание уделял учебно-методической работе и подбору кадров. Разрабатывались рабочие программы для различных специальностей (профилирование курса), создавались индивидуальные семестровые задания, составлялись варианты контрольных работ. Научная работа проводилась успешно, но единого научного направления не было. Тематика научных разработок носила прикладной характер: расчёт колёс электровоза, анализ устойчивости рамных систем, расчёт вибротранспортёров и др.

        По результатам этих работ защищены кандидатские диссертации Н.Н.Воробьёвым (1953 г.), В.Н. Адамовым (1956 г.).

       После ухода Е.И. Степанова в Донецкий политехнический институт в 1959 г. Заведующим кафедрой избран Арефий Александрович Бажин. С его приходом на кафедру было открыто одно из ведущих в НПИ научное направление «Аналитическое исследование зубчатых зацеплений». Первые аспиранты кафедры И.И. Дусев (1958 г.) и В.М. Васильев (1959 г.) успешно защитили кандидатские диссертации по этому направлению и продолжали плодотворно развивать. Успешно продолжались исследования по вибрационной тематике. Материалы этих исследований легли в основу кандидатских диссертаций, защищённых А.П. Жучковым (1961 г.) и Е.У. Жариковым (1963 г.).

        С 1962 по 1974 годы кафедрой ТМ заведовал к.т.н., доцент Емельян Ульянович Жариков. В этот период продолжало развиваться научное направление в области теории зубчатых зацеплений.

      В 1971 году успешно защищает докторскую диссертацию И.И. Дусев (впоследствии заведующий кафедрой «Теория механизмов и машин»). В аспирантуре обучаются Э.М. Красовская, В.Н. Ковалёв, Н.И. Шубина, Р.Б. Иофе и др. Значительное место занимают исследования в области устойчивости и колебаний стержней и пластин. На основе этих исследований защитили кандидатские диссертации А.Х. Ватульян (1965 г.), Ф.П. Лукьянов (1966 г.), Ю.А. Молчан (1966 г.). В области сепарации сыпучих сред успешно защищает кандидатскую диссертацию В.И. Бородай. На кафедре активно ведётся учебно-методическая работа, издаётся серия задачников и методических указаний. В этот период за счёт выпускников механико-математического факультета РГУ (Васько Н.Г., Папкова Н.В., Кондратенко А.И., Скидан Г.Б., Кабельков А.Н., Черненко Д.Г.) значительно возрастает штат кафедры и достигает максимального значения.

     С 1969 кафедру «Сопротивление материалов, строительная механика» возглавил профессор, доктор технических наук Георгий Васильевич Воронцов — известный ученый в областях механики деформируемого твердого тела, исследования статической и динамической устойчивости нелинейных систем, теории оптимального оценивания состояний и управления многомерными наблюдаемыми системами, моделирования средств измерительной техники и устройств активного гашения колебаний высотных сооружений, подверженных интенсивным ветровым и сейсмическим воздействиям.

       С 1974 по 1979 годы кафедрой ТМ заведовал к.т.н., доцент Молчан Юрий Александрович. Этот период характеризуется продолжением исследований в тех же научных направлениях. В учебный процесс начинает внедряться модульная система обучения. Доцент Ватульян А.Х. активно вел работу с молодыми преподавателями теоретической механики.

        С 1978 по 1999 гг. заведующим кафедрой «Сопротивление материалов, строительная и прикладная механика» становится доцент, кандидат технических наук Александр Захарович Зарифьян, научные исследования которого были сосредоточены на задачах уточнения методов расчета несущей способности нелинейно деформируемых тонкостенных стержней. Ученая степень доктора технических наук присвоена А.З. Зарифьяну в 1979 году, а ученое звание профессора в 1981 году.

    С 1979 по 1989 годы кафедрой ТМ заведовал к.т.н., доцент Ляшенко Евгений Алексеевич. На основе исследований в области зубчатых зацеплений защищают кандидатские диссертации Васько Н.Г., Кондратенко А.И., Ковалёва Н.И., Зарифьян А.А. (выпускник механико-математичекого факультета МГУ), Черненко Д.Г. Под руководством доцента Ибрагимова К.Г. и доцента Потерухина А.Н. ведутся исследования по динамике электровоза. По результатам исследований в области механики деформируемого твёрдого тела защищает кандидатскую диссертацию Кабельков А.Н., Скидан Г.Б. защищает кандидатскую диссертацию по прикладным задачам механики жидкости и газа. Продолжаются работы в области сыпучих сред.

        С 1990 года по март 2011 на должности заведующего кафедрой теоретической механики работает к.ф.-м.н., доцент, с 1998 года, д.т.н., профессор Кабельков Александр Николаевич.

        В 2011 г. заведовать кафедрой ТМ стал доцент, к.т.н Нефедов Виктор Викторович.

     С 1999 по 2004 гг. кафедру СМСиПМ возглавлял доцент, кандидат технических наук Александр Иванович Резниченко. В этот период ему удалось сохранить научный потенциал кафедры.

        С 2004 по 2006 гг. кафедру возглавлял профессор, доктор технических наук, Михаил Юрьевич Сербиновский.

        С 2006 года до момента реорганизации кафедру СМСиПМ возглавлял профессор, доктор технических наук Сергей Иванович Евтушенко.

      В 2014 г. происходит слияние кафедр «Сопротивление материалов, строительная и прикладная механика» и «Строительство и архитектура». Объединенную кафедру «Строительные конструкции, строительная и прикладная механика» возглавила Бузало Нина Александровна, профессор, кандидат технических наук.

        В начале работы кафедры "Общеинженерные дисциплины"  ее возглавлял  доцент, кандидат технических наук Петров Игорь Альбертович.